Главная » Файлы » Мои файлы |
09.02.2011, 11:16 | |
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года, говорится: «Базовое звено образования - образовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. На формирование проектной деятельности – важнейшей компетенции – нацелено проектное обучение. Формирование проектной деятельности – задача общеобразовательной школы. Как показала практика, проектная деятельность легко организуется в условиях дополнительного образования и во внеурочное время в общеобразовательной школе. Для одарённых и высоко мотивированных учащихся работа в проектах в такой форме наполняет их досуг занятием по интересу, позволяет развивать своё самообразование, удовлетворять потребность в получении большего, чем даёт школа. Бытует мнение, что работа над проектами возможна лишь в системе работы с одарёнными и высоко мотивированными к учению детьми. Это в корне неверно. И со слабыми детьми работа над проектами даёт положительные результаты. Проектирование есть универсальное умение, которым должны овладеть все учащиеся. Внедрять проектное обучение надо в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы как элемент всеобуча. Готовы ли мы к этому? Да, готовы. Действительно, проектная деятельность строится на основе какого-либо содержания, освоенного и осваиваемого учащимися. Известно, что в процессе работы над проектом присваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации. Образовательные цели учреждения в целом в силу требований развития и модернизации системы образования неизбежно переводятся на рельсы «работы на результат», а не на выполнение программ «прохождения» содержания по отдельным предметам. То есть результатом современного образования должны стать и усвоенные предметные знания, и универсальные умения (компетентности), к коим относится и проектная деятельность. В образовательной практике используется достаточно много форм и методов для активизации усвоения знаний. Эти же методы и формы, если поставить такую педагогическую задачу, в то же самое время при некотором их развитии могут быть использованы для формирования универсальных умений. Например, учитель может просто объявить целью урока изучение некоторой темы или рассмотрение некоего явления. Ученики, находясь в пассивной позиции, могут даже не заметить, что учитель демонстрирует формулирование цели. Но если ученика поставить в активную позицию, начать с аргументации, объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия даст смысловой акцент на целеполагании. Если учитель не будет торопиться формулировать цель сам, а попросит сделать это детей, тем самым переведёт детей в активную позицию, начнётся формирование универсального умения целеполагания. Шаг за шагом подобные ситуации позволят ученикам всё более уверенно включаться в целеполагание по различным поводам: формулировать цель своей работы по ожидаемому результату, формулировать цель решения проблемы и пр. Проектное обучение должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной знаньевой системе, оно не вступает в конфликт ни с системами развивающего обучения, ни с личностно-ориентированным обучением или с какой другой системой. Не противоречит, а напротив, вооружает учащихся, помогает решать проблему выбора профиля и профориентации. Жёсткие рамки допустимой урочной и внеурочной нагрузки учащихся и ситуация перезагруженности учебного плана заставляют искать оптимальные способы организации занятий по формированию проектной деятельности учащихся. Один из способов оптимизации заключается в минимизации количества учебных проектов в учебном плане, включении в контекст предметных практических занятий фрагментов проектной деятельности и использовании обычных уроков для формирования отдельных элементов проектной деятельности. Внедрение проектного обучения. Один или несколько учебных проектов, выполненных в школе каким-либо учителем с учениками, не дают права сказать, что мы внедрили проектное обучение в школе. Такой эпизод – явление значительное. Для того чтобы сформировать у ученика умение проектировать для решения возникающих перед ним проблем, нужна целостная система, серия ситуаций, вовлекающих ученика в освоение приёмов и действий, из которых складывается проектирование. Педагогам-инициаторам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом. Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учениками в виде задачи, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение, интересен и важен для самих открывателей. Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное средство развития обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся, а именно учить проблематизации (формулированию ведущей проблемы), целеполаганию, самоанализу, представлению результатов своей деятельности и хода работы, презентации в различных формах, поиску и отбору актуальной и необходимой информации, практическому применению школьных знаний в различных ситуациях. Изменяется роль учителя в учебно-воспитательном процессе. Решающим звеном внедрения проектного обучения в УВП школы является учитель. Из носителя знаний и информации, сообщающего ученикам то, что, по его мнению, они должны знать, пассивно усвоив, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Потребуется изменить взаимоотношение
учителей и учеников, учителю – перейти от авторитарного стиля общения к общению
сотрудничества, ученику придётся взять на себя ответственность и
самостоятельность в принятии многих решений собственного поведения. Учителю
придётся сдерживать себя в желании первому высказать своё мнение, преодолевать
пассивность учеников в некоторых ситуациях.
Работа над учебным проектом помогает выстроить бесконфликтную
педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества,
превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную
созидательную творческую работу. Проектирование – это деятельность, научить которой может только тот, кто ею владеет. Как показывает опыт, далеко не всякий учитель владеет проектированием. Наибольшие затруднения вызывает проблематизация – вычленение и формулирование проблемы их целого ряда проблем, формулирование цели проекта. Бывает, в учебный проект превращается обычное практическое задание, которое учитель не формулирует от себя, а подводит к его формулированию учеников в результате обсуждения и рассмотрения некоей проблемной ситуации. Если учитель владеет проблемным методом, практикует эвристические беседы, проблемное введение в тему и прочее, ему легче освоить проектное обучение. Как добиться формирования элементов проектной деятельности? Самыми удачными моментами для такой работы являются практические, лабораторные работы, комбинированные уроки с организацией группового взаимодействия, игровые или любые деятельностные формы организации учебного занятия. Здесь есть возможность перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Без этой свободы и возможности действовать проектные умения формироваться не могут. Надо заметить, кроме того, что формируемые на традиционных уроках как бы мимоходом общеучебные умения и навыки, без которых невозможно, по сути, освоение предметного содержания, в проектном же обучении становятся частью специфического умения, элементом проектирования. Это, к примеру, такие общеучебные умения, как контекстный анализ прочитанного, выделение главного, письменный или устный пересказ и др. – все они при последующем развитии ложатся в основу формирования проектного умения работы с информацией, исследовательского умения анализа печатного источника информации. Как уже было сказано, формирование проектной деятельности должно проходить без разрушения предметной классно-урочной системы. Использование обычных уроков, на которых учащимся обычно отводится пассивная роль слушателя, при решении задач проектного обучения тоже возможно. Для этого необходимо перевести ученика в активную позицию: дать ему возможность не только усваивать готовое, но и самостоятельно или вместе с учителем организовывать учебную деятельность, добывать и анализировать информацию, принимать решение в разнообразных ситуациях выбора и т.д. Урок-проект «Образ Царского Села в русской поэзии»(11 класс). Презентация учителя. Ø Творческое название проекта: «Пою моё Отечество…» Ø Аннотация: учащиеся в ходе исследования должны будут обратиться к архитектурным памятникам, паркам и фонтанам Царского Села, а также к творчеству русских поэтов, прославивших его в своих стихотворениях. Ø Проект «Образ Царского Села в русской поэзии» предназначен для учащихся 11 класса, которые в ходе работы получают знания в группах и индивидуально, затем применяют на практике. Одиннадцатиклассники анализируют поэтические произведения, систематизируют полученную информацию и создают фотоальбом «Царское Село – город Муз». Проект, рассчитанный на 10 часов, предусматривает дифференциацию заданий по степени сложности с правом выбора уровня для каждого ученика. Ø Дидактические цели проекта: - формирование частично-поисковой деятельности учащихся; - формирование творческого мышления учащихся; - приобретение навыков самостоятельной работы с большим объёмом информации. Ø Методические цели проекта: - научить учащихся грамотно излагать мысли устно и письменно; - научить объективно оценивать результаты собственной деятельности. Ø Проект развивает: - аналитическое мышление учащихся; - самообразовательную активность учащихся; - умение учащихся систематизировать информацию; - обучение в сотрудничестве, умение увидеть, сформулировать и решить проблему; - умение самостоятельно конструировать свои знания. Ø Основополагающий вопрос: Спасёт ли красота мир? Ø Проблемные вопросы: - Что потеряла бы русская культура, если б не было Царского Села? - Почему в каждом памятнике Царского Села поэты находили вдохновение для творчества? - Почему для А.С.Пушкина Царское Село – это братство юных сердец? Ø Этапы и сроки проведения проекта: - обзор и обсуждение основополагающего и проблемных вопросов; - формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотезы решения проблемы; - обсуждение плана работы учащихся индивидуально и в группах; - обсуждение с учащимися возможных источников информации; - демонстрация и защита работ. Защита проекта – 2 часа. Ø Ожидаемые результаты: - выпуск фотоальбома как отчёта о проведённой исследовательской работе; - создание буклета; - демонстрация и защита учащимися презентации. Ø Информационные ресурсы. Презентация учащихся. Ø Цели и задачи исследования: - проследить изображение и восприятие Царского Села поэтами XIX – XX веков; - научиться обобщать и сопоставлять поэтические произведения; - овладеть основами исследовательской деятельности в рамках проекта. Ø Проблемный вопрос: Что потеряла бы русская культура, если б не было Царского Села? Ø Гипотеза: Без Царского Села русская культура немыслима. Ø Ход исследования: - изучить и обобщить обширный поэтический материал по проблеме; - проследить художественное воплощение Царского Села в произведениях русских поэтов; - сделать выводы по проделанной работе. Далее учащиеся говорят об архитектурном ансамбле Царского Села и о том, что многие поэты воспевали это удивительное место в своих произведениях. Ø Выводы: - Поэтический гений Державина и Пушкина, Жуковского и Тютчева, Вяземского и Анненского, Гумилева и Ахматовой навеки определили характер Царского Села, его литературный образ как города не царей, а поэтов. - Царское Село было колыбелью поэзии А.С.Пушкина; его поэтическое вдохновение невольно питалось впечатлениями окружавшей его богатой исторической обстановки. - Русская культура немыслима без Царского Села. Это не только земной Эдем, это памятник Славе Российской. Ø Информационные ресурсы. Учащимися 11 класса самостоятельно были подготовлены дидактические материалы по теме, тест, фотоальбом «Царское Село – город Муз», медиаматериалы по теме и буклет, выполненный в программе Publisher. | |
Просмотров: 2590 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |