Главная » Файлы » Мои файлы

Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы.
09.02.2011, 11:16

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года, говорится: «Базовое звено образования  - образовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию  образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».  Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности  обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. На формирование проектной деятельности – важнейшей компетенции – нацелено проектное обучение.

Формирование проектной деятельности – задача общеобразовательной школы.

      Как показала практика, проектная деятельность легко организуется в условиях дополнительного образования и во внеурочное время в общеобразовательной школе. Для одарённых и высоко мотивированных учащихся работа в проектах в такой  форме наполняет их досуг занятием по интересу, позволяет развивать своё самообразование, удовлетворять  потребность в получении большего, чем даёт школа.

      Бытует мнение, что работа над проектами возможна лишь в системе работы с одарёнными  и высоко мотивированными к учению детьми. Это в корне неверно. И со слабыми детьми работа над проектами  даёт положительные результаты. Проектирование есть универсальное умение, которым должны овладеть все учащиеся. Внедрять проектное обучение надо в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы как элемент всеобуча.

     Готовы ли мы к этому? Да, готовы. Действительно, проектная деятельность строится на основе какого-либо содержания, освоенного  и осваиваемого учащимися. Известно, что в процессе работы над проектом присваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания  и освоения информации.

     Образовательные цели учреждения в целом в силу требований развития и модернизации системы образования неизбежно переводятся на  рельсы «работы  на результат», а не на выполнение программ «прохождения» содержания по отдельным предметам. То есть  результатом современного образования должны стать и усвоенные предметные знания, и универсальные умения (компетентности), к коим относится  и проектная деятельность. В образовательной практике используется достаточно много форм и методов для активизации усвоения знаний. Эти же методы и формы, если поставить такую педагогическую задачу, в то же самое время при некотором их развитии могут быть использованы для формирования универсальных умений.

      Например, учитель может просто объявить целью урока изучение некоторой темы или рассмотрение некоего явления. Ученики, находясь в пассивной позиции, могут даже не заметить, что учитель демонстрирует формулирование цели. Но если ученика поставить в активную позицию, начать с аргументации, объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная  затем цель учебного занятия даст смысловой акцент на целеполагании. Если учитель не будет торопиться формулировать цель сам, а попросит сделать это детей, тем самым переведёт детей в активную позицию, начнётся формирование универсального умения целеполагания.  Шаг за шагом подобные ситуации позволят ученикам всё более уверенно включаться в целеполагание по различным поводам: формулировать цель своей работы по ожидаемому результату, формулировать цель решения проблемы и пр.

      Проектное обучение должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной знаньевой системе, оно не вступает в конфликт ни с системами развивающего обучения, ни с личностно-ориентированным обучением или с какой другой системой. Не противоречит, а напротив, вооружает учащихся, помогает решать проблему выбора профиля и профориентации.

      Жёсткие рамки допустимой урочной и внеурочной нагрузки учащихся и ситуация перезагруженности учебного плана заставляют искать оптимальные способы организации занятий по формированию проектной деятельности учащихся. Один из способов оптимизации заключается  в минимизации количества учебных проектов в учебном плане, включении в контекст предметных практических занятий фрагментов проектной деятельности и использовании обычных уроков для формирования отдельных элементов проектной деятельности.

Внедрение проектного обучения.

    Один или несколько учебных проектов, выполненных в школе каким-либо учителем с учениками,  не дают права сказать, что мы внедрили проектное обучение в школе. Такой эпизод – явление значительное. Для того чтобы сформировать у ученика умение проектировать для решения возникающих перед ним проблем, нужна целостная система, серия ситуаций, вовлекающих ученика в освоение приёмов и действий, из которых складывается проектирование. Педагогам-инициаторам  потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.

       Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учениками в виде задачи, когда результат этой деятельности  носит практический характер, имеет важное прикладное  значение, интересен и важен для самих открывателей.

      Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное средство развития обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся, а именно учить проблематизации (формулированию ведущей проблемы), целеполаганию, самоанализу, представлению результатов своей деятельности и хода работы, презентации в различных формах, поиску и отбору актуальной и необходимой информации, практическому применению школьных знаний в различных ситуациях.

Изменяется роль учителя в учебно-воспитательном процессе.

    Решающим звеном внедрения проектного обучения в УВП школы является учитель. Из носителя знаний и информации, сообщающего ученикам то, что, по его мнению, они должны знать, пассивно усвоив, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и  коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

    Потребуется изменить взаимоотношение учителей и учеников, учителю – перейти от авторитарного стиля общения к общению сотрудничества, ученику придётся взять на себя ответственность и самостоятельность в принятии многих решений собственного поведения. Учителю придётся сдерживать себя в желании первому высказать своё мнение, преодолевать пассивность учеников в некоторых ситуациях.  Работа над учебным проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

      Проектирование – это деятельность, научить которой может только тот, кто ею владеет. Как показывает опыт, далеко не всякий учитель владеет проектированием. Наибольшие затруднения вызывает проблематизация – вычленение и формулирование проблемы их целого ряда проблем, формулирование цели проекта. Бывает, в  учебный  проект превращается обычное практическое задание, которое учитель не формулирует от себя, а подводит к его формулированию учеников в результате обсуждения и рассмотрения некоей проблемной ситуации. Если учитель владеет проблемным методом, практикует эвристические беседы, проблемное введение в тему и прочее, ему легче освоить проектное обучение.

Как добиться формирования элементов проектной деятельности?

      Самыми удачными  моментами для такой работы являются практические, лабораторные работы, комбинированные уроки с организацией группового взаимодействия, игровые или любые деятельностные формы организации учебного занятия.  Здесь есть возможность перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Без этой свободы и  возможности действовать проектные умения формироваться не могут.

Надо заметить,  кроме того, что формируемые  на традиционных уроках как бы мимоходом общеучебные умения и навыки, без которых невозможно, по сути, освоение предметного содержания, в проектном же обучении становятся частью специфического умения, элементом проектирования. Это, к примеру, такие общеучебные умения, как контекстный  анализ прочитанного, выделение главного,  письменный или устный пересказ и др. – все они при последующем развитии ложатся в основу формирования проектного умения работы с информацией, исследовательского умения анализа печатного источника информации. Как уже было сказано, формирование проектной деятельности должно проходить без разрушения предметной классно-урочной системы. Использование обычных уроков, на которых учащимся обычно отводится пассивная роль слушателя, при решении задач проектного обучения тоже возможно. Для этого  необходимо перевести  ученика в активную позицию: дать ему возможность не только усваивать готовое, но и самостоятельно или вместе с учителем организовывать учебную деятельность, добывать и анализировать информацию, принимать решение в разнообразных ситуациях выбора и т.д.

Урок-проект «Образ Царского Села в русской поэзии»(11 класс).

Презентация учителя.

Ø  Творческое название проекта: «Пою моё Отечество…»

Ø  Аннотация: учащиеся в ходе исследования  должны будут обратиться  к архитектурным памятникам, паркам и фонтанам Царского Села, а также к творчеству русских поэтов, прославивших  его в своих стихотворениях.

Ø  Проект «Образ Царского Села в русской поэзии» предназначен  для учащихся 11 класса, которые в ходе работы получают знания в группах и индивидуально, затем применяют на практике. Одиннадцатиклассники анализируют поэтические произведения, систематизируют полученную информацию и создают фотоальбом

«Царское Село – город Муз».  Проект, рассчитанный на 10 часов, предусматривает дифференциацию заданий по степени сложности с правом выбора уровня для каждого ученика.

Ø  Дидактические цели проекта:

-        формирование частично-поисковой деятельности учащихся;

-        формирование творческого мышления учащихся;

-        приобретение навыков самостоятельной работы с большим объёмом информации.

Ø  Методические цели проекта:

-        научить учащихся грамотно излагать мысли устно и письменно;

-        научить объективно оценивать результаты собственной деятельности.

Ø  Проект развивает:

-        аналитическое мышление учащихся;

-        самообразовательную активность учащихся;

-        умение учащихся систематизировать информацию;

-        обучение в сотрудничестве, умение увидеть, сформулировать и решить проблему;

-        умение самостоятельно конструировать свои знания.

Ø  Основополагающий вопрос:  Спасёт ли красота мир?

Ø  Проблемные вопросы:

-   Что потеряла бы русская культура, если б не было Царского    Села?

-   Почему в каждом памятнике Царского Села поэты находили вдохновение для творчества?

-   Почему для А.С.Пушкина Царское Село – это братство юных сердец?

Ø       Этапы и сроки проведения проекта:

-        обзор и обсуждение основополагающего и проблемных вопросов;

-        формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотезы решения проблемы;

-        обсуждение плана работы учащихся индивидуально и в группах;

-        обсуждение с учащимися возможных источников информации;

-        демонстрация и защита работ.

          Защита проекта – 2 часа.

Ø  Ожидаемые результаты:

-        выпуск фотоальбома как отчёта о проведённой исследовательской работе;

-        создание буклета;

-        демонстрация и защита учащимися презентации.

Ø  Информационные ресурсы.

Презентация учащихся.

Ø  Цели  и задачи исследования:

-        проследить изображение и восприятие Царского Села поэтами XIXXX веков;

-        научиться обобщать и сопоставлять поэтические произведения;

-        овладеть основами исследовательской деятельности в рамках проекта.

Ø                     Проблемный вопрос: Что потеряла бы русская культура, если б не    было Царского Села?

Ø  Гипотеза: Без Царского Села русская культура немыслима.

Ø            Ход исследования:

-        изучить  и обобщить обширный поэтический материал по проблеме;

-        проследить художественное воплощение Царского Села в произведениях русских поэтов;

-        сделать выводы по проделанной работе.

Далее учащиеся говорят об архитектурном ансамбле Царского Села и о том, что многие поэты воспевали это удивительное место в своих произведениях.

Ø  Выводы:

-        Поэтический гений Державина и Пушкина, Жуковского и Тютчева, Вяземского и Анненского, Гумилева и Ахматовой навеки определили характер Царского Села, его литературный образ как города не царей, а поэтов.

-        Царское Село было колыбелью поэзии А.С.Пушкина; его поэтическое вдохновение невольно питалось впечатлениями окружавшей его богатой исторической обстановки.

-        Русская культура немыслима  без Царского Села. Это не только земной Эдем, это памятник Славе  Российской.

Ø  Информационные ресурсы.

Учащимися 11 класса самостоятельно были подготовлены дидактические материалы по теме, тест, фотоальбом «Царское Село – город Муз», медиаматериалы по теме и буклет, выполненный в программе Publisher.

Категория: Мои файлы | Добавил: администратор
Просмотров: 2144 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа



    Группа:
    Гости
    Время:15:34

    Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Часики
Контакты E-mail:danilina-74@mail.ru Телефон: (847467) Адрес: г.Елец ул.Гагарина 20A
 
Создать бесплатный сайт с uCoz