Главная » Файлы » Мои файлы |
09.02.2011, 11:07 | |
Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся. Интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия. Нам важна общегуманистическая основа этого процесса — постановка в центр современного человека, с его местом и ролью в природной и социальной среде. Исследуются сложные связи человека и общества, человека и природы, человека и искусства, выясняются общечеловеческие, национальные ценности и особенности этих связей. Системообразуюшим фактором, интегратором является человек с его проблемами в сложном мире. Интеграция
как педагогическое явление тоже имеет давние традиции. Прежде всего многие
школьные предметы издавна имеют интегративный характер. Чаще всего это была
интеграция внугрипредметного уровня: школьный курс литературы всегда являлся
интеграцией науки о литературе, читательской практики и опытов сочинительства,
то есть явлений разного порядка, связанных между собой на основе
целеполагания. Ныне наступил новый этап подхода к единству школьных предметов,
когда от стадии реализации межпредметных надо перейти к интеграции этих явлений,
то есть подлинной интеграции. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
ЛИТЕРАТУРЫ. В последнее десятилетие необычайно возросли требования к литературному образованию учащихся. На страницах методических журналов и газет разворачиваются дискуссии по поводу того, каким должен быть урок литературы. Одни ученые отмечают важность творческого отношения учителя к работе, обращают внимание на роль новых учебников в осуществлении связи искусств. Другие подчеркивают, что только необычные формы урока (урок-концерт, урок-композиция, урок-сказка, урок-путешествие в мир писателя и поэта) являются средством формирования творческой личности путем ее активного приобщения к искусству. Третьи выдвигают на обсуждение вопрос о большей соотнесенности содержания предметов эстетического цикла, литературы и истории, так как это способствует выработке навыков глубокого, а не формального анализа художественных произведений. Но, несмотря на различные подходы к литературному образованию, все словесники едины в одном: урок литературы должен развивать самостоятельность и творческие способности учащихся, активизировать их деятельность, "будить мысли, увлекать чувством, побуждать к действию" и учить читать. А это значит - наслаждаться чтением художественных произведений, публицистической или критической статьей, находить в них отклик на свои мысли, чувства; открывать для себя мир красоты, прежде всего - красоты человека. Это значит - видеть в произведении не только внешнюю (событийную) сторону, но и глубину взаимосвязей, психологическую и социальную обусловленность действий и поступков героев, мыслей и чувств автора; добывать знания о мире. Но сведения о мире, о жизни людей и о человеке разбросаны, как правило, по самым разным учебникам, и школьники познают их чаще всего через несогласованные действия учителей, преподающих разные предметы. Такое "дробное" знакомство с жизнью не может привести к формированию цельной, гармонической личности, а это является одной из задач литературного образования. Поэтому у педагогов и методистов возникла идея интеграции курсов различных школьных дисциплин. Интеграция предметов - это не просто соединение разных частей, а объединение их в одно целое, упорядочение, структурирование ранее разъединенных, неупорядоченных явлений на основе общего подхода. Гуманитарный цикл создается на основе человековедения. Вершиной процесса является человек с его проблемами в сложном мире. Структура такого урока несколько отличается от обычного урока литературы (опрос, объяснение нового, закрепление, задание на дом). Автор интегрированных учебных книг по литературе И.А. Фогельсон отмечает, что на интегрированных уроках должны широко использоваться коллективные формы работы (парные, групповые, фронтальные) и опыт учителей-новаторов: Шаталова (метод изучения темы крупными "блоками"), Лысенковой (метод "опережающего обучения"), Щетинина (метод "погружения") и др. По мнению методиста, интегрированный урок открывает свободу учителю, зовет его к творчеству. Благодаря комплексному использованию на уроке произведений не только литературы, но и архитектуры, скульптуры, живописи, театрализованной постановки, истории можно создать у учащихся более глубокое представление о каких-либо литературно-художественных методах, направлениях и т. д., проявляющихся в целом ряде искусств в соответствии с их спецификой. Итак, представив теорию о современном интегрированном уроке литературы, я хотела бы обратить ваше внимание на её практическое воплощение. В лицее №24 с 2005 года существует творческая группа, работающая над проблемой « Интеграция гуманитарных предметов в условиях профильной школы». В группу входят учителя русского языка и литературы и истории. На протяжении двух лет работы были даны интегрированные уроки литературы и истории: «Общественное и нравственное значение комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»; «Песня про купца Калашникова – литературно-исторический аспект»; «Сталинградская битва в исторических мемуарах, документах и художественной литературе»; «Правовой аспект рассказа А.П.Чехова «Злоумышленник». Данные уроки различны по типам: урок-театр, урок-представление, литературно-историческая композиция, урок-суд. Гуманитарный интегрированный курс в настоящее время предполагает активное вхождение ученика в определенную эпоху культуры, в некий культурный пласт. Помогает в этом история, в которой он может найти исторические события и даже проживет их героем (конечно, через игру). Литература раскрывает школьникам психологию, переживания людей того времени, их взаимоотношения. Театр, если ученик играет в нем роли героев, более всего помогает ему познать их характеры, поскольку драматургия требует от актера полной отдачи. Живопись дает возможность зримо и ярко увидеть образы, созданные художниками той эпохи, а музыка - понять и почувствовать душевные переживания человека. Интегрированные
уроки показывают учащимся не только картины, но и дают глубокое понимание
законов, по которым он живет и развивается. Кроме того, происходит формирование
личности ученика. В результате коллективной жизнедеятельности, активного
проживания в культурной среде, ученик воспроизводит в своем опыте разные
стороны жизни людей, всевозможные отношения между ними, то есть осуществляется
его воспитание и самовоспитание. В заключение
хотелось бы отметить, что данные уроки требуют серьёзной подготовки учителей,
т.к. необходимо организовать творческую, познавательную деятельность, создать
атмосферу поиска на уроке литературы. Для этого недостаточно ученикам задать
проблемный вопрос. Надо еще научить их пользоваться способами и приемами
познавательной деятельности гуманитарного характера. Учитель вместе с учениками
думает, ищет, сомневается, предполагает, пробует, показывает, наталкивает.
Только при совместной деятельности учителя и учащихся подобные уроки дадут
положительный результат.
| |
Просмотров: 3154 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |